Доклад министра здравоохранения Хабаровского края А.В.Витько на круглом столе «Человеческий потенциал и качество жизни на Востоке России» в рамках Пятого Дальневосточного международного экономического форума

Доклад министра здравоохранения Хабаровского края А.В.Витько на круглом столе «Человеческий потенциал и качество жизни на Востоке России» в рамках Пятого Дальневосточного международного экономического форума

"О модернизации здравоохранения Хабаровского края"

 

Уважаемые участники форума!

Сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи является одним из приоритетов деятельности Правительства Хабаровского края.

Серьезные преобразования в здравоохранении начались с 2005 года. Мы получили значительные средства в рамках национального проекта "Здоровье", федеральных и краевых целевых программ, что позволило укрепить материально-техническую базу учреждений, повысить оплату труда.

За 2006- 2008 годы в край в лечебные учреждения края было поставлено свыше 9 тысяч единиц медицинского оборудования на общую сумму 463 млн. рублей, что позволило значительно улучшить техническую оснащенность первичного звена отрасли. В настоящее время около трех тысяч человек работников участковой службы, скорой медицинской помощи и фельдшерско-акушерских пунктов получают дополнительные денежные выплаты, ежемесячный размер которых составляет от 5 до 20 тысяч рублей.

С 2009 года появились новые направления, такие как программы совершенствования оказания медицинской помощи больным сердечно – сосудистыми и онкологическими заболеваниями, туберкулезом, пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, формирование здорового образа жизни.

Ежегодно проводится диспансеризация работающих граждан и детей – сирот, и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, плановая иммунизация населения, внедрены новые программы медицинского обследования новорожденных, значительно увеличились объемы высокотехнологичных видов медицинской помощи. С целью формирования у граждан ответственного отношения к своему здоровью и здоровью своих близких в краев созданы 8 центров здоровья, из них три детских. На сегодня Центры посетили  более 120 тысяч человек. 

В учреждениях здравоохранения широко используются телемедицинские технологии, проводятся телеконференции и телемосты с ведущими учеными-медиками Москвы, других городов страны по вопросам диагностики и лечения жителей края.

Реализация мероприятий национального проекта  "Здоровье", федеральных и краевых целевых программ дали свои позитивные результаты, которые отразились на показателях смертности, рождаемости, младенческой смертности.

Вместе с тем, в отрасли здравоохранения есть еще серьезные проблемы:

- материально-техническая база изношена. Из 726 эксплуатируемых в отрасли зданий и сооружений не имеют благоустройства (водопровод, канализация) - 83, нуждаются в реконструкции - 45, капитальном ремонте - 247.

средний процент износа медицинского оборудования составляет более 60 процентов. Тарифы за медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования не покрывают всех затрат на оказание медицинской помощи.

дефицит учреждений и подразделений, оказывающих первичную медицинскую помощь, в частности на селе, низкий уровень заработной платы медицинских работников.

сохраняется дефицит узких специалистов, особенно в сельской местности, одну пятую часть врачебных кадров составляют лица пенсионного возраста.

Рост заболеваемости, старение населения закономерно ведут к увеличению потребности населения в медицинской помощи, в том числе высокотехнологичных видов. Вместе с тем, в силу перечисленных проблем доступность и качество медицинской помощи не соответствуют современным требованиям.

В связи с недостаточностью профилактической направленности здравоохранения растет доля обращений к врачу по поводу хронических заболеваний. Сегодня 70 процентов средств тратится на дорогостоящую стационарную помощь по сравнению с 30 - 35 процентами в западных странах; 75 – 80 процентов врачей в России работают в больницах, в то время как на западе менее 50 процентов; средняя продолжительность пребывания пациента в стационаре - 17 дней, в странах Запада - 10 дней.

Большинство участковых и районных больниц в крае сегодня не соответствуют своему предназначению, не укомплектованы врачебными кадрами.

Названные проблемы сформировались не только в Хабаровском крае и поэтому потребовали пересмотра на высшем государственном уровне стратегических подходов и планов по дальнейшему развитию здравоохранения в России.

31 марта 2011 года Постановлением Правительства Хабаровского края была утверждена  краевая программа «Модернизация здравоохранения Хабаровского края на 2011- 2012 годы».

В ходе подготовки Программы мы провели анализ сети и структуры коечного фонда учреждений, кадровой обеспеченности, оценили эффективность ресурсов с точки зрения заболеваемости и потребности населения в оказании медицинской помощи.

Необходимо отметить, что Хабаровский край относится к отдаленным, протяженным территориям, с трудными климатическими условиями, с низкой плотностью проживания населения. Около 80 процентов территорий края относится к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, на которых проживает 43 процента населения.

Плотность населения составляет 1,8 человека на 1 кв. км, что почти в 5 раз меньше, чем по России в целом. В сельской местности проживает 19,5% населения края. Специфические особенности расселения обусловлены значительной протяженностью территории, отдаленностью населенных пунктов от краевого и районных центров, их труднодоступностью.

Заболеваемость в течение последних пяти лет постоянно растет, что мы связываем с ростом доли пожилого населения, повышением выявляемости и недостаточной эффективностью системы профилактики.

Структура общей заболеваемости в целом коррелирует со структурой общей смертности, определяется болезнями системы кровообращения, органов дыхания, злокачественными новообразованиями. Из социально - значимых заболеваний в крае отмечается высокий уровень заболеваемости туберкулезом (126,4 на 100 тысяч населения), хроническим алкоголизмом 121,6 на 100 тысяч населения. 

Перечисленные факторы, а также уровень показателей смертности и заболеваемости определили следующие приоритеты программы: охрана здоровья матери и ребенка, повышение доступности первичной и специализированной медицинской помощи жителям отдаленных северных районов, малых городов и сельской местности; совершенствование медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями; совершенствование медицинской помощи больным с социально-значимыми заболеваниями.

Цель Программы – улучшить качество и обеспечить доступность медицинской помощи населению края, путем:

укрепления материально-технической базы медицинских учреждений;

внедрения современных информационных систем в здравоохранение;

внедрения стандартов оказания медицинской помощи.

На два ближайших года на реализацию краевой программы модернизации здравоохранения будет выделено 6,9 млрд. рублей, из них привлечено из федерального бюджета 4,7 млрд. рублей (68% от общей суммы).

Решение задачи по реформированию инфраструктуры здравоохранения и приведение ее в соответствие со структурой населения, заболеваемости и смертности населения края будет осуществляться по следующим направлениям.

Первое. Планируется реструктуризация коечного фонда больниц, создание межрайонных специализированных центров, изменение маршрутизации пациентов, развитие выездных форм работы, организация практик семейного врача в отдаленных населенных пунктах, развитие стационарозамещающих технологий.

Совершенствование оказания медицинской помощи женщинам и новорожденным детям основано на внедрении современных перинатальных технологий, в том числе при оказании базовой помощи женщинам, новорожденным детям, а также на проведении организационных мероприятий – создание трехуровневой системы организации помощи, ведение регистра беременных женщин группы высокого риска по материнской и младенческой смертности, организация дистанционного консультирования, в том числе с использованием возможностей телемедицины, плановая дородовая госпитализация беременных женщин и новорожденных.

В целях обеспечения необходимым количеством коек для реанимации и патологии новорожденных приняты меры по оптимизации коечного фонда службы материнства и детства. В рамках программы модернизации предусмотрено увеличение числа коек патологии новорожденных до 120 по краю. Непрерывность технологии пренатальной диагностики врожденной патологии плода обеспечивается в Перинатальном центре деятельностью отделения хирургии новорожденных.

Показателями медицинской эффективности применения перинатальных технологий станут:

- снижение числа женщин с осложненным течением беременности;

- снижение заболеваемости и смертности новорожденных, в том числе с экстремально низкой массой тела;

- снижение  младенческой и материнской смертности.

Особое место в Программе отведено развитию первичной медико-санитарной помощи, в том числе сельскому здравоохранению. Программой предусмотрено развитие общеврачебных практик, организации фельдшерских пунктов, в том числе в сельских поселениях с малой численностью. ФАПы наряду с лечебно-диагностическими мероприятиями, будут осуществлять патронажные профилактические посещения лиц пожилого возраста, независимо от состояния их здоровья, проводить комплекс профилактических мероприятий по индивидуально составленным планам.

К 2013 году планируется в муниципальных районах края объединить находящиеся на их территории муниципальные учреждения здравоохранения в структуру центральных районных больниц. Что должно дать укрупнение учреждений, объединение в структуру центральных районных больниц?

Во – первых повысится доступность и качество медицинской помощи; во – вторых  сократятся  расходы на проведение лицензирования; и в третьих - произойдет сокращение избыточного административно-хозяйственного аппарата.

Кроме того, планируемое преобразование сети будет способствовать росту эффективности использования коечного фонда и переводу части объема медицинской помощи на амбулаторный этап, устранению дисбаланса внутри профилей оказания медицинской помощи.

В рамках реализации Программы предусмотрено дальнейшее совершенствование онкологической, кардиологической, фтизиатрической службы.

Более 125 млн. рублей предусмотрено  в 2011 – 2012 годах на ремонты отделений учреждений здравоохранения, оказывающих помощь больным сердечно-сосудистыми заболеваниями, и 153 млн. рублей на оснащение их медицинским оборудованием.

В крае предусмотрена организация одного регионального сосудистого центра и двух первичных сосудистых отделений. Для организации этапной диагностики и лечения разработан маршрут экстренной госпитализации профильных больных специализированными бригадами скорой медицинской помощи (в том числе санитарно-авиационным транспортом) в зависимости от района обслуживания.

В целях совершенствования оказании медицинской помощи онкологическим больным в 2011 году в г. Хабаровске начато строительстве центра позитронно-эмиссионной томографии Краевого клинического центра онкологии. В 2012 году будет введен в эксплуатацию современный хирургический корпус  в Городском онкологическом диспансере в г. Комсомольска-на-Амуре с учетом создания на его базе межтерриториального центра для  жителей северных районов края. Предусмотрено оснащение данного учреждения современной системой информатизации, включая телекоммуникационные технологии.  Так же, в г. Комсомольске-на-Амуре на базе Территориального консультативно-диагностического центра предусмотрена организация мобильного онкологического кабинета с приобретением современного диагностического комплекса.

В крае отмечается рост показателя смертности от дорожно-транспортных происшествий. Ежегодно совершается более двух тысяч дорожно – транспортных происшествий. Основной задачей медицинских работников при выезде на ДТП является оказание своевременной и качественной медицинской помощи пострадавшим.

С 2010 года  в крае  реализуются мероприятия, направленные  на совершенствование оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях на трассе М-60 «Уссури» Хабаровск-Владивосток. Организована работа трех травмоцентров, которые расположены вдоль трассы М-60, травмоцентр первого уровня размещен в краевой клинической больнице
 № 2 в г. Хабаровске. Центры оснащены необходимым медицинским оборудованием, в том  числе самыми современными компьютерными томографами, аппаратами искусственной вентиляции легких, наркозно - дыхательнми аппаратами и мониторами слежения, реанимобилями. 

Сегодня мы уже можем говорить об эффективности проводимых мероприятий. В 2010 году:

- снизилось число умерших на догоспитальном этапе и во время транспортировки пострадавших бригадами скорой медицинской помощи на 22 и 17 процентов соответственно.

- на 42 человека увеличилось число пострадавших с тяжелой травмой, которых удалось довести до травмоцентров. Как результат - число умерших в первые 7 суток уменьшилось на 20 процентов.

В 2011 году мы продолжили реализацию программных мероприятий на федеральной автомобильной дороге М-58 «Амур» Чита-Хабаровск. На эти цели из федерального бюджета  краю выделены значительные средства, которые направлены на оснащение операционных и палат интенсивной терапии оборудованием для противошоковых мероприятий пострадавшим при ДТП, приобретение двух реанимобилей для территориального центра Медицины катастроф.

С учетом показателей заболеваемости и социальной опасности одним из приоритетных направлений для нас является раннее выявление и своевременное лечение распространенных социально - значимых заболеваний, в первую очередь туберкулеза.

В рамках Программы запланировано строительство современного палатного корпуса Противотуберкулезного диспансера, развитие и совершенствование стационарзамещающих технологий, создание "стационаров на дому" и проведение контролируемого лечения. Также планируется приобретение передвижного лечебно-диагностического комплекса для улучшения лечебно-профилактического процесса в труднодоступных северных районах края, а также  лабораторного и эндоскопического оборудования, рентгеновского аппарата.

Следующее мероприятие  Программы -  приведение материально - технической базы учреждений здравоохранения в соответствие с требованиями порядков оказания медицинской помощи будет осуществляться за счет завершения капитального строительства, проведения капитального ремонта, приобретения медицинского оборудования.

Перечень учреждений здравоохранения, отобранных для укрепления материально-технической базы, сформирован в соответствии с определенными в Программе приоритетными направлениями.

Общий объем средств, предусмотренный в Программе на строительство, капитальные и текущие ремонты составляет 1,4 млрд. рублей.

В течении двух лет будет проведен капитальный ремонт на 128 объектах в 7- ми краевых государственных учреждениях здравоохранения и 23-х муниципальных учреждениях здравоохранения, оказывающих специализированную и первичную медицинскую помощь взрослому и детскому населению края. 

В текущем году планируется завершить строительство пристройки к зданию МУЗ «Детская инфекционная клиническая больница» имени А.К. Пиотровича.

Мероприятия программы предусматривают оснащение медицинским оборудованием 66 государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. Общая стоимость оснащения медицинским оборудованием составляет 1,4 млрд.  рублей.

В соответствии с утвержденным графиком в край из федерального бюджета на укрепление материально – технической базы  уже  поступило 965  млн. рублей. Учреждениями здравоохранения в установленном порядке заключены государственные контракты на реконструкцию, капитальный ремонт, приобретение оборудования.

Современные информационные технологии являются сегодня важнейшим инструментом управления здравоохранением. Комплексная автоматизация медицинских учреждений и органов управления здравоохранением позволяет достичь "прозрачности" производственных процессов, обеспечить экономию ресурсов, предоставляет возможность полноценного системного анализа, существенно сокращает предпосылки для злоупотреблений в системе здравоохранения.

В Программе на внедрение современных информационных технологий предусмотрено  236 млн. рублей. Указанные средства будут направлены на следующие цели.

Во первых. Ведение персонифицированного учета оказанных медицинских услуг, ведение электронной карты гражданина, обмен телемедицинскими данными, внедрение систем электронного документооборота, а также интеграцию информационной системы сбора и анализа отчетности министерства здравоохранения края с системой мониторинга реализации региональных программ модернизации;

И во – вторых - ведение единого регистра медицинских работников, электронного паспорта медицинского учреждения и паспорта системы здравоохранения субъекта Российской Федерации.

С 2011 года в промышленную эксплуатацию введена информационная система сбора и анализа информации, что позволило автоматизировать систему отчетности, повысить скорость получения информации.

В июле этого года в крае завершен пилотный проект «Электронная регистратура». Наличие функционирующей информационной системы «Электронная регистратура» обеспечивает фактический переход на предоставление в электронном виде услуги «Прием заявок (запись) на прием к врачу».

В 2012 году планируется внедрение электронной регистратуры во всех учреждениях здравоохранения края и проведение ее интеграции с федеральным компонентом. Будут организованы телемедицинские пункты для проведения on-line консультаций, консилиумов в учреждениях здравоохранения системы обязательного медицинского страхования; внедрение систем электронного документооборота во всех учреждений здравоохранения.

Решение задачи по внедрению стандартов оказания медицинской помощи, повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами специалистами будет осуществляться по следующим направлениям.

Во первых, планируется поэтапный переход к оказанию медицинской помощи в соответствии со стандартами медицинской помощи, устанавливаемыми Минздравсоцразвития России.

Перечень стандартов выбранных для внедрения в учреждениях здравоохранения края, определялся с учетом приоритетных направлений развития медицинской помощи, структуры смертности, инвалидности в крае.

Учитывая особую социальную значимость показателя материнской и младенческой смертности, высокий уровень заболеваемости и смертности от болезней сердечно - сосудистой системы (инсульты и инфаркты), злокачественных новообразований, травм и несчастных случае были выбраны 8 стандартов, внедрение которых повлияет на изменения показателей смертности и инвалидизации населения края от вышеперечисленных причин.

Выбор учреждений здравоохранения для внедрения стандартов медицинской помощи осуществлен исходя из их готовности к выполнению стандартов (обеспеченность кадрами, оборудованием).

Хотелось бы остановиться на фундаментальных терминах, на которые опирается стандартизация отрасли, а также модернизация здравоохранения в целом. Так, в проекте Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» дана характеристика понятиям «порядок оказания медицинской помощи» и «стандарт медицинской помощи».

Порядок оказания медицинской помощи – это совокупность мероприятий организационного характера, направленных на своевременное обеспечение оказания гражданам медицинской помощи надлежащего качества и в полном объеме.

Стандарт медицинской помощи представляет собой унифицированную совокупность медицинских процедур, лекарственных препаратов, медицинских изделий и иных компонентов, применяемых при оказании медицинской помощи гражданину при определенном заболевании (состоянии). Также стандарты определяют условия наступления ответственности медицинских учреждений и их работников в случае оказания ими медицинской помощи ненадлежащего качества. Если лечение проведено по стандарту – к врачу не должно быть претензий. Если же он нарушил стандарт и это нанесло ущерб здоровью пациентов, то это уже - нарушение закона.

За счет внедрения стандартов и увеличения тарифов на оказание медицинской помощи планируется повысить заработную плату врачам и среднему медицинскому персоналу на 10-15%, увеличить расходы на приобретение лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Но главное – стандарты станут инструментом измерения качества и стоимости медицинской помощи, а значит и надежным способом защиты прав граждан на медицинскую помощь.

Планируется  с 2012 года включение в тариф на оплату медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования следующих расходов: оплата услуг связи, транспортных и прочих услуг, приобретение (изготовление) материальных запасов.

В Программе большое место отведено развитию профилактического направления и формированию здорового образа жизни среди населения.  предусмотрено проведение диспансеризации 14-летних подростков и создание центров медико-социальной поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. За два года планируется осмотреть 23,5 тыс. детей, что позволит дать оценку репродуктивного здоровья населения края.  

Большое внимание в Программе уделяется кадровым проблемам.

Обеспеченность врачами в крае составляет 42,0 на 10 тыс. населения, это ниже среднероссийского показателя (44,1).

Наибольшее количество врачей сосредоточено в городах Хабаровск и Комсомольск – на -Амуре. В лечебно – профилактических учреждениях, расположенных в сельской местности, обеспеченность врачами на 10 тыс. населения не превышает 30 на 10 тыс. населения. Наибольший дефицит кадров основных врачебных специальностей для оказания амбулаторной медицинской помощи отмечается по профилям терапия, кардиология, хирургия, травматология и ортопедия, и преимущественно в муниципальных районах края. Программа включает мероприятия по обеспечению потребности во врачах по основным специальностям с учетом объемов медицинской помощи.

В рамках программы модернизации планируется переподготовка кадров и перепрофилирование врачей-педиатров, врачей-терапевтов и других специалистов на врачей общей практики и на новые узкие специальности.

В целях обеспечения высокого качества оказания медицинской помощи на всех уровнях, планируется осуществлять дополнительные выплаты врачам и средним медицинским работникам, не получавшим их в рамках нацпроекта «Здоровье» и оказывающим медицинскую помощь в поликлиническом звене.

Мероприятия по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи предусматривают также приобретение лекарственных средств и расходных материалов для оказания амбулаторной помощи, развитие стационарозамещающих видов помощи и профессиональную подготовку врачей специалистов и среднего медицинского персонала, оказывающего амбулаторную помощь.

В результате реализации Программы планируется достичь следующих целевых показателей (к 2013 году по отношению к уровню 2009 года):

1. Смертность населения в трудоспособном возрасте - с 72,9 до 70,8 на 100 тысяч населения, в том числе: 

от болезней системы кровообращения - с 256,1 до 245;

от злокачественных новообразований – 80,5 до 76,5;

2. Смертность населения в трудоспособном возрасте от травм с 209,3 до 202,3.

Повысить:

Пятилетнюю выживаемость больных со злокачественными новообразованиями с момента установления диагноза с 43,4 до 52,1 процента;

Пятилетнюю выживаемость лиц, перенесших острый инфаркт миокарда с момента установления диагноза с 80 до 82 процентов;

Удовлетворенность населения медицинской помощью с 79,1 до 85 процентов;

Удовлетворенность потребности населения в высокотехнологичной медицинской помощи с 65 до 100 процентов.